-
- Плохая кредитная история. Самый верный способ проверить платежеспособность клиента – узнать, как он оплачивал взятые ранее кредиты или займы. Эти сведения указаны в полной кредитной истории (ПКИ), которая представляет собой подробную сводку обо всех финансовых обязательствах, их сумме, порядке выплат и т. д. Даже если у заемщика были небольшие (до 30 дней) просрочки с погашением долга, то это уже основание сомневаться в его платежеспособности и отказать ему в финансировании. Правда, некоторые организации могут не дать кредит и клиентам с идеальной кредитной историей. Она говорит о его хорошем финансовом положении и способности досрочно погасить долг, что часто не выгодно кредиторам.
- Низкий доход. Другой инструмент оценки платежеспособности клиента – его ежемесячный доход. При этом учитывается не только его официальная зарплата, но и долговая нагрузка, то есть сумма всех выплат по кредитам (в том числе на который подана заявка). Суммарная сумма ежемесячных выплат по долгам не должна превышать уровень в 30-40% от дохода за тот же период – остальное клиент должен тратить на повседневные нужды. Поэтому даже при минимальном количестве открытых задолженностей и их регулярном обслуживании клиентом ему могут отказать в финансировании. Однако, можно взять заём или кредит для их рефинансирования с «запасом» средств, который уже можно потратить на свои нужды.
- Одновременные заявки. Это когда заемщик посылает запросы на выдачу кредита сразу в несколько финансовых организаций. С их точки зрения это означает трудное финансовое положение потенциального клиента, которому срочно нужны деньги. Или что он с помощью одного займа захочет погасить другой – это кредитным организациям тоже невыгодно. Лучше подать несколько заявок поочередно, тем более что банки рассматривают их довольно оперативно.
- Недостоверные данные. Когда кредитная организация решает, давать клиенту кредит или нет, она получает от него информацию о себе – кредитную историю, справку о доходах и т. д. параллельно наводит о нем справки из своих источников. Поэтому замалчивание или, тем более, подтасовка таких сведений (например, завышение уровня дохода) свидетельствует о том, что заемщик полагает маловероятной выдачу ему кредита. Следовательно, у него есть какие-то проблемы с платежеспособностью, что автоматически означает отказ.
- Место работы. В данном случае речь идет о том, что финансовые организации могут отказать в выдаче денег людям, работающим на опасных профессиях – пожарным, военным, спасателям и т. д. Если клиент получит серьезную травму или погибнет на такой работе, он не сможет оплатить взятый кредит, что для некоторых банков и МФО является ограничивающим фактором. Также финансовые организации настороженно относятся к клиентам с маловостребованной профессией. В случае увольнения он может не найти быстро работу и, соответственно, оплатить долг.
- Семейные обременения. Наличие у потенциального клиента неработающего супруга/супруги, трех и более детей возрастом до 11 лет тоже снижает вероятность выдачи кредитов. Кредитные организации полагают, что у таких заемщиков слишком высокая финансовая нагрузка, из-за чего они не могут вовремя погашать свои долговые обязательства.
- Частая смена работы. С точки зрения банков и МФО потенциальный клиент, часто меняющий место работы, вероятно, будет иметь финансовые трудности. Чтобы оградить себя от таких рисков, финансовые организации обычно устанавливают минимальный требуемый стаж работы в 6 месяцев. Но так как займы и кредиты часто выдаются на гораздо больший срок, даже формальное соблюдение этого требования не гарантирует, что кредитор согласится выдать деньги.
- Отсутствие военного билета. Эта причина касается, разумеется, клиентов мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Так как в России военный призыв обязательный, мужчин в этом возрасте могут в любой момент призвать на воинскую службу. Поэтому финансовые организации могут отказать заемщикам-мужчинам, у которых нет военного билета.